Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. - ИПКиП в развитии: достижения и приоритеты

ИПКиП в развитии: достижения и приоритеты

     С новыми планами вступает  в нынешний учебный год коллектив Института повышения квалификации и переподготовки (далее - ИПКиП). На итоговом заседании Совета университета,  которое состоялось  в июне 2017г. кратко подведены результаты работы ИПКиП в прошлом учебном году и определены задачи на ближайшую перспективу. Чтобы наши читатели смогли более детально ознакомиться с происходящими  сегодня в ИПКиП изменениями,  предлагаем Вашему вниманию  интервью с директором Института Шардыко Игорем Владимировичем, кандидатом исторических наук, доцентом.

     Уважаемый Игорь Владимирович! Ровно год назад в сентябре 2016г.  начался процесс оптимизации всей системы непрерывного дополнительного образования в университете. Координация всей этой работы была возложена на коллектив  Вашего Института. Что сделано в этом направлении, с какими результатами коллектив ИПКиП завершил прошлый учебный год  и с чем встречает нынешний?

     В 2016/2017уч.году коллектив  ИПКиП продолжил работу по созданию эффективной  системы непрерывного дополнительного образования (далее -  НДО) в университете, исключающую элементы дублирования, основанную на потребностях  рынка труда, адресно направленную различным категориям населения (детям, молодежи, взрослым, людям «третьего возраста» и др.).

      С 1 сентября 2016 года на базе ИПКиП произошло плановое объединение всех структурных подразделений, обеспечивающих НДО в университете  на платной основе. В структуре Института был создан Центр дополнительного образования и профориентации учащейся и студенческой молодежи (далее- Центр ДОиП), который вместе с сохранившимися структурами самого ИПКиП замкнул  на себе  функции действовавших  ранее Факультета довузовской подготовки и Центра курсовой подготовки. 

     На 1 сентября 2017г. Институт повышения квалификации и переподготовки (далее - ИПКиП) в соответствии с лицензией имеет право осуществлять переподготовку руководящих работников и специалистов  по 28 специальностям и повышение квалификации по 11 профилям и 20 направлениям образования. Из них, 11 специальностей переподготовки аккредитованы в апреле 2017г. Кроме того, через  Центр ДОиП реализуются 11 образовательных программ курсовой подготовки для студентов университета, а также  программы подготовки белорусских и иностранных граждан к поступлению в  высшие учебные заведения и образовательный курс «Русский язык как иностранный».

      Состоявшаяся  весной 2017г. аккредитация Института, осуществленная   Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь,  подтвердила правильность принятых нами решений. По заключению комиссии, проведенная работа позволила университету ликвидировать элементы дублирования в процессе предоставления дополнительных платных образовательных услуг населению и обеспечить конкурентоспособность и финансовую самостоятельность объединенных вокруг ИПКиП структурных подразделений.

   Для справкиобщие кассовые доходы всего ИПКиП за 2016г. составили 20 5452,85  рублей (текущий рост по сравнению с 2015годом – 111,68 %). Уже за 6 месяцев 2017г.  поступления в кассу университета составили – 116773,0 рублей (за 6 месяцев 2016г.- 105696,47 рублей)  –  это на 110,48 %  больше к аналогичному  периоду 2016г.).

     Важно отметить, что прошедшее объединение не привело к увеличению штатов, обновленного Института. Более того наметился рост заработной платы оптимизированного состава сотрудников ИПКиП  (примерно - на 40%).

      Приведенные Вами цифры, безусловно, впечатляют. А как повлияла проведенная оптимизация на укрепление контингента слушателей обновленного ИПКиП, ради чего собственно говоря, она, во многом, и замышлялась?

     Спасибо. Хороший вопрос. Тогда еще несколько цифр, которые красноречивее всех наших оппонентов. В результате объединения, впервые за долгие годы, в   прошлом  учебном году обеспечен стабильный контингент слушателей по всем структурным подразделениям ИПКиП.

      Среднегодовой контингент слушателей по ИПКиП  в прошлом учебном году составил 408,8 чел., в том числе на специальностях переподготовки и направлениях  повышения квалификации 239,4 чел. (в 2015/2016 уч.г. – 200,2чел.). Более чем на 20% за прошлый учебный год выросло число слушателей на образовательных программах курсовой подготовки – с 151 до 186 чел. Всеми образовательными программами для взрослых (кроме переподготовки и повышения квалификации) в 2016/2017 уч.г. было охвачено – 708 чел. Для сравнения, в  2015/2016 уч.г.  эта цифра составила  534 слушателя, а в 2014/2015 уч.г. – 334.

Таким образом, ежегодно в ИПКиП университета по различным образовательным программам взрослых проходят обучение более 1000 слушателей. Кроме того, свыше 100 детей  дошкольного и школьного возраста  обучаются в Школе развития «Познайка».  

      Правда, в следующем учебном году коллективу ИПКиП предстоит столкнуться с определенными трудностями в обеспечении стабильного контингента слушателей специальностей переподготовки. По – крайней мере, пока проект нового Кодекса об образования в Республике Беларусь не предусматривает набор студентов старших курсов на специальности переподготовки.

      Какие новые структурные подразделения созданы на базе ИПКиП на первом этапе проведенной оптимизации? Что нового Вы можете предложить на современном рынке образовательных услуг?

     Условия острой конкуренции,  которые сложились на современном рынке образовательных услуг, заставляют нас позиционировать себя только новыми и  востребованными проектами. Нам всем пришла пора осознать: чтобы быть конкурентоспособными  на современной ярмарке знаний, надо научиться зарабатывать самим и выходить при этом на образовательный рынок только  с качественным продуктом. Тем самым современные тенденции развития образования  требуют от нас энергичной, хорошо продуманной  и просчитанной, я бы сказал, «точечной работы» с различными категориями населения. Надо четко понимать, что изучение китайского языка, развитие инклюзивного образования, авто (вело, мото, да хоть космо) услуги, - это не столько дань моде, сколько объективная необходимость. И, одновременно, укрепление имиджа нашего университета, как настоящего образовательного, научного и культурного центра восточного региона Республики Беларусь.

     Для решения этих задач необходим широкий спектр образовательных предложений, учитывающий потребности рынка труда и постоянно возрастающие  запросы наших граждан. Только так мы обеспечим себе надежную  нишу на современном образовательном пространстве. Одновременно, как показывает наш опыт, подняв уровень материального благосостояния наших преподавателей и сотрудников. 

     Только в прошлом 2016/2017уч.г. на базе ИПКиП открыты Центр китайского языка и культуры,  Центр дополнительного образования и профориентации учащейся и студенческой молодежи, автокласс для подготовки автомобилистов-любителей категории «В». Завершается работа по созданию лаборатории инклюзивного образования.  Чтобы продолжить эту работу, очень надеемся на креативные предложения по разработке новых совместных, взаимовыгодных и, главное, востребованных в образовательной среде проектов от наших факультетов и кафедр. 

      Нам известно, что роль ИПКиП как координатора всей системы НДО в университете,  на самом деле, сегодня несколько шире, чем представлялось ранее. Расшифруйте, пожалуйста,  этот тезис?

      Да, действительно, сам обновленный ИПКиП в прошлом учебном году зарекомендовал себя не только в качестве  координатора всей системы НДО в университете, но и (вместе с Могилевским областным институтом развития образования) как настоящий организационный центр  «Регионального кластера непрерывного педагогического  образования», который создан  на базе  МГУ имени А.А.Кулешова в мае 2016 года.   Ровно за год  проведено 3 заседания общего собрания и Координационного Совета Кластера (в том числе, одно выездное на базе  СШ № 34 г.Могилева),  в его состав  принято 6 новых субъектов,  создано 8 педагогических классов. На сегодняшний день в составе Регионального кластера более 40 ведущих образовательных учреждений Могилевского региона. Надеемся, что наша совместная работа по различным направлениям деятельности поможет нам в решении, в том числе, такой важной проблемы, как  укрепление контингента  наших будущих абитуриентов, возвращению привлекательного имиджа педагогической профессии.

     На каких еще направлениях в текущем учебном году коллектив ИПКиП планирует сосредоточить свою деятельность?

     Задач много. Какие-то из них нам малознакомы, какие-то «из давно забытого старого», но сохраняющего свою актуальность  и сегодня. Я бы выделил несколько их них.

    • Планируем продолжить расширение сотрудничества в обеспечении образовательных программ повышения квалификации с Республиканским институтом высшей школы.  Думаю, в текущем учебном году необходимо вернуться к вопросу о воссоздании на базе нашего ИПКиП филиала одной из кафедр РИВШ.  Восстановлению сотрудничества с РИВШ и другими ведущими центрами дополнительного образования Беларуси  и России будет посвящена   и III-я Международная научно-практическая конференция «Непрерывное дополнительное образование в государствах-участниках СНГ: опыт, приоритеты и перспективы развития», которую мы  планируем проводить совместно с РИВШ, Российским институтом дружбы народов(г.Москва) в ноябре 2017года.
  • Перспективное и, что не маловажно,  прибыльное направление деятельности ИПКиП – обучение иностранных граждан. Туркменистан, Индия, Иран, Турция, Пакистан, Китай – эту географию государств,  вместе с отделом международных связей университета, Институт планирует расширить. Уже в прошлом учебном году осуществлен первый выпуск 15 иностранных слушателей программы переподготовки «Современный иностранный язык в сфере внешнеэкономической деятельности», что позволило университету заработать  около 14 тыс. дол. США.  В это же время проходило обучение  26 иностранных слушателей на подготовительном отделении ИПКиП и в копилку университета легло еще более  29 тыс.дол. США  (по сравнению  с 2015г. – 16 тыс. дол. США). Сумма заработанных  валютных средств  только за  6 месяцев 2017г. всеми структурными подразделениями ИПКиП составила более  15 тыс. дол. США.
  • Для укрепления имиджа ИПКиП продолжим развивать новые-старые  специальности переподготовки. Так в прошлом  2016/2017 учебном году  после долгого перерыва  осуществлен набор слушателей на специальностям переподготовки  «Педагогическая деятельность специалистов» и «Государственное и местное управление». Цифры нынешнего года позволяют нам надеется на осуществление первого набора слушателей на одну из перспективнейших, на наш взгляд, специальностей переподготовки «Управление персоналом».   В настоящее время ведутся переговоры  с кафедрой культурологии РИВШ о  совместном открытии  в будущем учебном году специальности переподготовки «Информационно-идеологическая и воспитательная работа в учреждениях образования»
  • Иностранные языки, то без чего  нет и не может быть успешного завтра в современном образовательном мире. Впервые в прошлом году  осуществлен выпуск  сразу 2 групп  слушателей  образовательных курсов по изучению польского языка (15человек), растет спрос  на  изучение на индивидуальной основе испанского, итальянского и французского языков. В планах Института  добавить с этого года платную услугу по изучению арабского и португальского языков. Всего их  станет  11, больше чем в любом другом  образовательном учреждении, предоставляющем такие виды услуг в восточном регионе РБ.
  • С прошлого учебного года на базе  ИПКиП, совместно с Могилевским автоучебным комбинатом № 1,  начат набор слушателей в класс по подготовке автомобилистов-любителей категории «В». Договором о совместном сотрудничестве предусмотрены значительные скидки для студентов, преподавателей и сотрудников университета, обучаемым  в данном подразделении ИПКиП.  За текущий учебный год в автоклассе   выпущено   8 групп, в которых прошли обучение 128  слушателей, из них 90 наших  студентов и сотрудников смогли воспользоваться предоставленными льготами. Как отмечает ГАИ УВД Могилевского облисполкома, более 95% из них сдают выпускные экзамены с первого раза. В этом учебном году планируется (параллельно с действующим) создание материальной базы для  своего класса по теоретическому изучению правил дорожного движения.
  • 8 июня 2017г., буквально накануне  итогового 2016/2017уч.г. заседания Совета университета, прошла очень резонансная церемония официального открытия на базе ИПКиП Центра китайского языка и культуры. Она состоялась с участием представителей посольства КНР в РБ,  руководства Института Конфуция   при МГЛУ, мэрии г.Могилева, государственных СМИ, что внушает оптимизм в перспективы развития Центра. Уже в следующем учебном году планируется подписание на базе Центра договора о сотрудничестве с одним из ведущих  учебных заведений Китая – Юго-Восточным университетом г.Нанкина. Буквально сегодня 15 сентября 2017г., в день нашего интервью, пройдет встреча с 11 представителями различных учебных заведений провинций Ханкоу и Хубей (КНР).

     С октября 2017г. продолжат свою работу  на базе Центра курсы по изучению  китайского языка (на сегодняшний день подано более 50 заявлений). Сейчас они носят ежегодный характер и обеспечиваются преподавателями – волонтерами из КНР. За прошедший период  времени обучение на  курсах  по различным образовательным программам прошли  около 100 слушателей.  Среди желающих изучать китайский язык преподаватели и студенты ВУЗов, учителя и учащиеся средних учебных заведений, руководители предприятий и организаций, бизнесмены. Немного удивляет, что нет должной активности со стороны студентов нашего профильного  факультета – иностранных языков. Хотя, казалось бы, кому как не им, осознавать востребованность китайского языка в современном мире. Уже сегодня, на наш взгляд, руководство факультета  должно думать на перспективу. И почему бы, например, вслед за ведущим в нашей стране МГЛУ не задуматься об открытии в будущем,  первыми на  региональном уровне, специальности «Китайский язык».

  • Много мы ждем  и от активизации работы  лаборатории инклюзивного образования  ИПКиП, официальное открытие которой планируется  в следующем  году.  Уже сегодня в ее рамках создан специализированный кабинет логопеда, в котором в течение прошлого учебного года  получили необходимую помощь специалиста более 25 детей. В дальнейшем планируется кадровое, методическое  и материальное укрепление данного структурного подразделения института.
  • Очень примечателен и тот факт, что в текущем учебном году  ИПКиП начал процесс внедрения отдельных элементов дистанционного обучения. На данный момент идет процессактивного формирования виртуальной образовательной среды для слушателей  с помощью использования системы MOODEL. В рамках этой системы Институт начал размещение имеющихся электронных материалов по дисциплинам специальностей переподготовки. В следующем учебном году ставиться задача создания онлайн – курсов по преподаваемым дисциплинам и внедрению интегративных элементов по обучению наших слушателей.

      Спасибо Игорь Владимирович.  Пожелаем коллективу ИПКиП успехов в реализации намеченных планов.

     Спасибо Вам за поддержку, а моему родному коллективу за самоотдачу и любовь к делу, которому все мы служим!

Иностранные языки