Программа образовательных курсов«Дактилология и основы жестового языка».
Раздел 1. Общая характеристика лиц с нарушением слуха.
Тема 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха.
Причины нарушения слуха. Классификации нарушений слуха у детей. Структура дефекта. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы лиц с нарушением слуха.
Раздел 2. Дактилология как знаковая система.
Тема 1. Дактильная речь – средство невербальной коммуникации лиц с нарушением слуха.
Возникновение и развитие дактильной азбуки. Дактильные алфавиты мира. Русский дактильный алфавит, история его создания (В.И. Флери, Г.А. Гурцев). Функции дактильной речи. Правила дактилирования. Характерные ошибки при зрительном восприятии с дактилирующей руки букв, слогов, словосочетаний, текстов, переданных с различной скоростью. Дактильная речь как средство обучения детей со слуховой депривацией.
Раздел 3. Жестовый язык.
Тема 1. Жестовый язык - сложная и своеобразная лингвистическая система.
История возникновения жестового языка. Лингвистические исследования национальных жестовых языков (W. Stokoe, B. Bergman, Г.Л.Зайцева и др.) Единицы жестового языка – жесты. Структура жеста. Системы кодирования (краткой записи) жестов (W. Stokoe, Л.С. Димскис). Своеобразие лексического состава и грамматики национального жестового языка.
Особенности двух разновидностей жестовой речи: разговорной жестовой речи (РЖР) и калькирующей жестовой речи (КЖР). Функции РЖР и КЖР.
Лексический состав РЖР и КЖР. Характеристика уровня сформированности РЖР и КЖР у неслышащих учащихся.
Тема 2. Проблема билингвизма неслышащих людей.
Проблема выбора средств обучения неслышащих лиц в сурдопедагогике. Возникновение систем обучения неслышащих детей: «мимического метода» (Ш. М. Делепе) и «чистого устного метода» ( С. Гейнике). Характеристика концепций: «тотальная коммуникация» и «билигвистический подход». Опыт билигвистического обучения глухих детей в Швеции, Дании, Франции, России. Своеобразие речевого развития детей со слуховой депривацией в условиях билингвизма (двуязычия).
Раздел 4. Жестовый язык как средство обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Тема 1. Роль и место жестового языка в процессе обучения и воспитания неслышащих детей в РБ.
Легализация национального жестового языка в законодательной и образовательной области в РБ. Организация образовательного процесса в современной белорусской спецшколе для детей с нарушением слуха в технологии «тотальной коммуникации». Жестовый язык в структуре уроков по общеобразовательным предметам. Роль жестового языка в процессе воспитания неслышащих учащихся.
Задачи и содержание коррекционных занятий по развитию жестового языка. Профессиональные требования к жестовой речи специалистов, работающих с лицами со слуховой депривацией. Жестовая речь как средство общения и обучения неслышащих студентов.
Курс рассчитан на 52 учебных часа, срок обучения 2 месяца.
Отзывы:
Обучающие курсы образовательной программы « Дактилология и основы жестового языка» имеют важное значение в подготовке будущих учителей-дефектологов, в том числе и логопедов.
На лекционных занятиях были рассмотрены теоретические вопросы, отражающие особенности развития детей с нарушением слуха. Особый интерес представляет материал, посвященный характеристике невербальных систем коммуникации неслышащих людей: дактильная речь и жестовый язык.
На практических занятиях мы овладели коммуникативными умениями и навыками в области дактильной и жестовой речи, которые необходимы для общения с неслышащими детьми и их родителями. Спасибо большое Томашевой Елене Петровне и организаторам за эти полезные, курсы на высоком профессиональном уровне!!
Слушатели, группы 157