Программа курса:
Тема 1. «Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Особенности воздействия ЧС-факторов на человека»
Определение ЧС. Виды факторов, влияющих на человека. Характеристика психологических факторов. Особенности возникновения психологической травматизации пострадавших, «группы риска».
Тема 2. «Экстренная психологическая помощь (ЭПП). Цели. Задачи. Группы пострадавших».
Определение ЭПП. Цели ЭПП. Задачи, поставленные перед психологом. Группы пострадавших и основные принципы работы с ними. Технические рекомендации для специалистов-психологов. Краткая характеристика основных направлений и методов при оказании ЭПП.
Тема 3. «Острые стрессовые реакции (ОСР). Виды, практика оказания ЭПП при различных ОСР».
Определение ОСР. Классификация. Код по МКБ-10. Признаки ОСР. Основные виды ОСР. Методы оказания ЭПП при различных видах ОСР.
Тема 4. «Краткосрочные техники работы с ОСР»
Краткосрочные техники работы с агрессивной реакцией; с диссоциативным ступором; с истерической реакцией; апатией; гипертрофированной реакцией страха; психомоторным возбуждением;
реакцией нервной дрожи; реакцией плача.
Отработка правил поведения с пострадавшими, имеющими психопатологические расстройства: бред и галлюцинации.
Тема 5. «Краткосрочные методы психокоррекционной работы с населением. Техники АРТ-терапии»
Характеристика метода АРТ-терапии. Основные коррекционные блоки: техники создания безопасной среды («Мое безопасное место», «Люди, с которыми я чувствую себя в безопасности»); техники работы с чувством страха и тревоги («Рисунок страха», «Чудовище в моем шкафу», «Маска страха»); работа с чувством гнева («Мой гнев», «Когда я злюсь..»); техники работы с болью («Где я сильнее чувствую боль»); техники профилактики «вторичной выгоды жертвы» («Флаг выжившего», «Мои достижения», «Посмотри, как высоко я забрался!»), релаксационные техники («Разукрашивание мандаллы»). Сказкатерапия.
Тема 6. «Краткосрочные методы психокоррекционной работы с населением. Техники НЛП»
Характеристика метода НЛП. Калибровка. Раппорт: подстройка и ведение. Сенсорные репрезентативные системы. Техники: «Наложение якорей», «Взмах», «Круги силы», «Ассоциация-диссоциация»
Тема 7. «Краткосрочные методы психокоррекционной работы с населением. Техники краткосрочной позитивной терапии»
Характеристика методов краткосрочной позитивной терапии. Основные принципы. Методы и направления: «Работа с проблемой»; «Работа с целью»; «Работа с ресурсами»; «Работа с окружением»; «Работа с объяснениями».
Тема 8. «Специфика оказания ЭПП при попытке суицида. Формы и методы работы психолога в ситуации демонстративного суицида»
Практические навыки оказанияэкстренной психологической помощи при попытке самоубийства втех случаях, когда имеет место демонстративный суицид. Общая схема работы с суицидентами. Техника сбора необходимой информации, оценки летальности. Подстройка и ведение. Поиск ресурса. Поворот мышления с опорой на ресурс. Завершение ситуации.
Тема 9. «Теоретические основы психологии горя. Работа горя. Фазы горя. Острое горе. Специфика оказания психологической помощи людям, перенесшим потерю близких. Формы и методы работы».
Горе утраты как процесс. Стадии и задачи горя. Типичные симптомы переживания горя. Непатологическая реакция горя. Патологическое горе. Основные причины и факторы, способствующие «блокированию» проживания горя. Психологическая помощь при переживании горя.
Тема 10. «Техники психокоррекционной работы при реакции горя».
Рекомендации по переживанию горя: взрослые, подростки, дети. Психологическая помощь на различных стадиях горя: подходы и направления: коррекция психоэмоциональной сферы, работа с ресурсами, формирование нового «Я-образа». Техники психокоррекционной работы: телесные, релаксационные, использование метафор, АРТ-терапия, техники НЛП, техники краткосрочной позитивной терапии.
Тема 11. «Краткосрочные методы психокоррекционной работы с населением. Метод ДПДГ».
История, основы и использование метода ДПДГ. Оценка факторов безопасности клиента, изучение его истории и планирование психокоррекции. Определение предмета воздействия. Десенсибилизация. Инсталляция. Сканирование тела. Завершение. Переоценка. Стратегии использования при заблокированной переработке.
Тема 12. «Профилактика «синдрома выгорания» у специалистов, работающих с кризисными состояниями: методы психической саморегуляции».
Основы психологической саморегуляции как средство профилактики эмоционального выгорания у специалистов, работающих с кризисными состояниями пострадавших. Основные принципы саморегуляции. Блоки саморегуляции: дыхательная гимнастика, нервно-мышечное расслабление, техники телесно-ориентированной терапии, релаксация, аутогенная тренировка.
Тема 13. Проведение группового обсуждения в формате «Круглый стол» на тему: «Выработка единого подхода к организации и проведению психологической работы с людьми, находящимися в кризисных состояниях, в острый и отдаленный период».
Отзывы:
Проходили обучение в ИПКиП на курсах «Работа психолога с людьми в кризисных ситуациях». Все очень понравилось, преподаватель опытный, интересная подача материала + много полезного вынесли для себя на будущее. От всей группы выражаем огромную благодарность и восхищение профессионализмом преподавателя Грибановой Елены Юрьевны,а также уровнем организации курсов. Спасибо.
гр. 227, 2016г.
https://ipk.msu.by/index.php/povyshenie-kvalifikatsii/rabota-psikhologa-s-lyudmi-v-ekstremalnykh-situatsiyakh#sigFreeId95bd3c54e8