Институт повышения квалификации и переподготовки - Основы сексологии в работе психолога

Основы сексологии в работе психолога


Содержание курса:


Раздел.1. Сексология как наука

1 Сексология как наука.
Предмет и задачи сексологии. Связь сексологии с другими науками.
Основные этапы становления сексологии как науки: период первобытных ритуалов и мифов, период наблюдений и описаний, период досексологических знаний, период современной сексологии. Пионеры современной сексологии.
Этапы развития отечественной сексологии: дореволюционный, послереволюционный, репрессивно-социалистический, ренессанса и современного развития.
Личностные и социальные аспекты сексологии.
Значение изучения сексологии для психолога.

2 Методы сексологических исследований
Неэкспериментальные методы исследования: метод исследования конкретных случаев, метод опроса, метод непосредственного наблюдения, их достоинства и недостатки.
Экспериментальный метод, его достоинства и недостатки.
Технологии сексологических исследований.
Сексологические исследования феминистской направленности.
СМИ и сексологические исследования.
Сравнительная оценка исследований.
Этические правила проведения сексологических исследований с людьми.

Раздел 2. Сексуальность человека в религии и культуре

1. Сексуальность человека в религии и культуре
Определение понятия «сексуальная культура». Структура сексуальной культуры. Уровни сексуальной культуры. Компоненты сексуальной культуры: сексуальный символизм, установки и ценностные ориентации, социальные институты, нормативные запреты и предписания, обряды и обычаи, структуры и формы сексуальных практик, отношений и действий. Типы сексуальных культур: апполоновский, либеральный, «культура бедности», оргиастический, культура любовников, мистический, репрессивный, пуританский тип.
Представления о сексе в традиционных религиях: иудаизме, христианстве, исламе, буддизме, индуизме.
Сексуальная революция. Факторы, влияющие на изменение сексуальных установок: новый взгляд на мораль и личную автономию; изменение традиционных представлений о роли мужчины и женщины; научные исследования и технический прогресс; сексуальность и СМИ; ВИЧ и СПИД как катализаторы перемен.
Сексуальные установки в современном обществе: отношение к мастурбации; отношение к сексу до брака; отношение к сексуальной ориентации; отношение к телу и наготе; отношение к сексу и романтической любви, отношение к половому воспитанию.

Раздел 3. Психосексуальное развитие в норме и патологии

1.Гендерная идентичность и гендерная роль
Модели маскулинности и фемининности: биполярная модель, ортогональная модель, неортогональная модель. Понятие о гипермаскулинности, гиперфемининности, андрогинии.
Определение понятий «пол», «гендер», «гендерная идентичность», «гендерная роль», «маскулинность», «фемининность».
Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности и гендерной роли: пренатальная дифференцировка пола, гендерная социализация в младенчестве, детстве и периоде полового созревания.
Уровни и механизмы детерминации пола. Схема половой дифференцировки (по Дж. Мани). Принципы половой дифференцировки (по Дж. Мани): принцип дифференцировки и развития, принцип стадиальной дифференцировки, принцип критических периодов, принцип дополнительности маскулинной дифференцировки «Адама».
Нарушения половой дифференцировки. Понятие о интерсексуальных состояниях.
Эволюционно-биологическая теория полового диморфизма В. А. Геодакяна. Первичное, вторичное, третичное соотношение полов.
Теории гендерной социализации: теория идентификации, теория гендерной типизации, теория самокатегоризации, теория гендерной схемы.
Семейные и внесемейные источники гендерной социализации.
Понятие о транссексуализме и трансгендеризме.

2. Сексуальная ориентация и ее формирование
Определение понятия «сексуальная ориентация». Разнообразие сексуальных ориентаций: гетеросексуальность, бисексуальность, гомосексуальность. Клайновская Сетка Сексуальной Ориентации (KSOG, 1985).
Главные парадигмы сексуальной ориентации (И. С. Кон, 1985): биолого-медицинская (теория инверсии), психологическая (теория сексуальной ориентации). Теории формирования сексуальной ориентации: психосоциальные (теория «разочарования», теория «соблазнения», теория Фрейда, «экзотическое становится эротическим», теория «сознательного выбора»), биологические (генетическая, нейроэндокринная, эндокринная, условнорефлекторная, импринтинговая); многофакторная модель.
Психология гомосексуального зигзага: вероятность, мотивы.
Подходы к оказанию помощи лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией: репаративная терапия, аффирмативная терапия.

3. Психосексуальное развитие личности
Определение понятия «психосексуальное развитие».
Теории психосексуального развития: биопсихологическая теория влечений / инстинктов, психодинамическая теория, теория обусловливания и социального научения, теория развития, универсальная теоретическая модель (D. Bancroft, 1990), современные теории социального процесса (теория социального сценария: социальные основы, теория выбора: принятие сексуального решения, теория социальной среды: сексуальные отношения).
Отечественная концепция психосексуального развития (В. М. Маслов, И. Л. Ботнева, Г. С. Васильченко). Возрастные периоды становления и динамики сексуальности. Этапы психосексуального развития, их особенности и общие закономерности.
Концепция телесных аспектов психосексуального развития: онтогенез и дизонтогенез эрогенных зон (М. В. Екимов).
Мастурбация и ее роль в процессах психосексуального развития. Коитально-адекватные и коитально-неадекватные методы мастурбации. Причины коитально-неадекватных методов мастурбации. Клинические типы мастурбации.
Нарушения психосексуального развития: причины, механизмы развития, проявления, психологическая коррекция.
Понятие о нетипичном сексуальном поведении (парафилиях).
Шкала оценки нарушений половой идентичности (А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенский, Н. В. Дворянчиков, 2001).
Шкала оценки сексуального дизонтогенеза (А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенский, Н. В. Дворянчиков, 2001).

4. Возрастные особенности сексуальности человека
Младенческая и детская сексуальность: генитальная игра, половое любопытство, полоролевые игры, сексуальные игры, сегрегация полов.
Подростковая и юношеская сексуальность: половое созревание (менструации, поллюции, изменения телесного облика), эротические сновидения и сексуальные фантазии, пубертатная мастурбация, петтинг, гомосексуальная и гетеросексуальная активность. Последствия сексуальной активности подростков.
Сексуальность в зрелом возрасте: основные проявления нормальной сексуальности у мужчин (эрекция, эякуляция, оргазм, сексуальное желание) и женщин (эрогенная реактивность, любрикация, оргазм, сексуальное желание), понятие о сексуальной анатомии, стадиях и составляющих копулятивного цикла мужчины и женщины.
Сексуальность и старение: мифы и предрассудки по поводу сексуальности и старения, сексуальные проблемы и паттерны старения.
Основные формы половой жизни человека.

5. Любовь, общение и сексуальность
Трудности определения понятия «любовь».
Типы любви. Цикл романтической любви.
Теории любви: триангулярная теория Стернберга, теория привязанностей, теория стилей любви Дж. Ли.
Аспекты взаимосвязи любви и секса: любовь без секса, секс без любви, секс как выражение любви.
Факторы, определяющие выбор партнера. Стратегии выбора партнера.
Определение понятия «интимность». Интимность с самим собой. Компоненты межличностной интимности. Стадии интимных отношений. Проблемы установления интимных отношений. Критерии псевдоинтимности.
Составляющие прочных любовных отношений.
Культурное разнообразие интимного общения. Причины, затрудняющие сексуальное общение в нашей культуре: особенности социализации, ограниченность языка, гендерные различия в стилях общения, страх самораскрытия.
Составляющие успешного интимного общения: умение начать разговор с партнером, слушание и обратная связь, открытие потребностей партнера (умение задавать вопросы), самораскрытие, умение просить, умение конструктивно критиковать и принимать критику, умение говорить «нет».

Раздел 4. Сексуальная гармония и сексуальное здоровье.

1. Границы сексуальной нормы и патологии
Определения понятия «норма».
Понятие о сексуальной норме в медико-психологическом (клиническом) аспекте: оптимальная, принятая, терпимая норма.
Критерии партнерской и индивидуальной нормы.
Виды индивидуальной нормы: физиологическая, возрастная, конституциональная.
Динамика и относительность сексуальной нормы: личностный, партнерский и ситуационный аспекты.
Специфические сексологические проявления основных возрастных периодов динамики сексуальности. Мастурбация периода юношеской гиперсексуальности. Сексуальный эксцесс переходного периода. Условно-физиологический ритм половой активности. Сексуальная абстиненция.
Понятие о половой конституции. Критерии оценки половой конституции. Шкала векторного определения половой конституции мужчины и женщины.

2. Сексуальное здоровье и сексуальная гармония
Определение понятия «сексуальное здоровье» (ВОЗ, 2000).
Четырехфакторная системная концепция сексуального здоровья (В. В. Кришталь, 2002).
Сексуальная гармония и ее компоненты. Сексуальная дисгармония и ее варианты.
Организация сексологической службы в РБ.
Показания и противопоказания для направления к специалисту сексологической службы.
Основы сексологического консультирования. Деонтология и практика сексолога.
Алгоритм сексологического обследования (Екимов М.В.)
Коррекция нарушений сексуального здоровья: основные методы и методики.
Тактика психотерапевтической коррекции ключевых психологических факторов сексуальной дезадаптации (В. А. Доморацкий).
Профилактика нарушений сексуального здоровья
Гигиена и психогигиена половой жизни.

Раздел 5. Половое воспитание и сексуальное просвещение

1. Социально-правовые проблемы сексуальности
Сексуальность, мораль и право.
Сексуальное принуждение и изнасилование.
Сексуальная эксплуатация детей и подростков.
Проституция.
Коммерческая эротика.
2. Половое воспитание и сексуальное просвещение
Определение понятий «половое воспитание» и «сексуальное просвещение».
Основные концепции полового воспитания и сексуального просвещения: «Целомудрие», «Гигиеническая», «Обучение контрацепции», и «Обучение только воздержанию».
Основные стратегии / модели полового воспитания (М. Козакевич, 1985): рестриктивная, ограничительно-охранительная; пермиссивная, разрешительно-либеральная, склонная к вседозволенности; линия золотой «середины».

Курс рассчитан на 40 учебных часов, срок обучения 2 недели.

 

Онлайн запись на курс

Иностранные языки