Институт повышения квалификации и переподготовки - Образование через всю жизнь: достижения и приоритеты

Образование через всю жизнь: достижения и приоритеты

СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

     Эффективно и на доступном для молодежи языке презентовать университет перед его потенциальными абитуриентами – главная цель профориентационной работы и залог успешного проведения вступительной кампании. На выполнение этой важнейшей задачи направлена деятельность Отдела реализации программ довузовского образования и профориентации ИПКиП (ОДОиП).

 

     Отдел выступает координатором деятельности всех структурных подразделений университета по организации довузовской и профориентационной работы. Он также обеспечивает реализацию сотрудничества с различными образовательными учреждениями г. Могилева и Могилевской области и органами управления системой образования.

     Довузовская подготовка в ОДОиП осуществляется по следующим направлениям:

  • подготовка выпускников к поступлению в высшие учебные заведения по избранному профилю специальности на подготовительном отделении (дневная форма обучения);
  • изучение учащимися отдельных учебных предметов для подготовки к сдаче централизованного тестирования (вечерние подготовительные курсы);
  • реализация образовательной программы обучающих курсов «Русский язык как иностранный» для иностранных граждан (групповые занятия и индивидуальное обучение).

     Наибольшей популярностью у учащихся  среди учебных предметов при подготовке к вступительным испытаниям на протяжении ряда лет неизменно пользуются русский язык, математика, биология, история Беларуси, обществоведение, английский язык.

      Преподавателями на подготовительном отделении и вечерних подготовительных курсах являются известные университетские педагоги, имеющие большой опыт работы с учащейся молодежью.

     Одной из задач отдела также являет ся координация работы субъектов Регионального кластера непрерывного педагогического образования. За всеми факультетами университета закреплены учреждения общего среднего образования Могилевской области, входящие в состав Регионального кластера.

      В ОДОиП реализуются совместные образовательные программы с областными лицеями, рядом гимназий и средних школ города и области, входящих в состав Регионального кластера. Так, в течение 2019/2020 учебного года по заявкам учреждений образования работали «Школа юного журналиста», «Школа юного блогера», «Школа подготовки к олимпиаде по биологии», «Школа подготовки к олимпиаде по химии», «Школа олимпиадной подготовки по белорусскому языку и литературе».

     Особое внимание уделяется проведению профориентационной работы с учащимися профильных классов педагогической направленности. Цель – мотивация учащихся педагогических классов к поступлению на педагогические специальности университета. Учащиеся педклассов регулярно приглашаются на мероприятия, проводимые на факультетах.

     Совместно с Могилевским государственным областным институтом развития образования ОДОиП выступают организаторами областного конкурса среди учащихся профильных классов педагогической направленности «Мое профессиональное будущее». К настоящему времени состоялись уже четыре таких конкурса. IV конкурс в 2020 г. привлек учащихся практически из всех учреждений среднего образования, входящих в Кластер.

     В рамках информационного сопровождения профориентационной работы создан новый университетский презентационный ролик, который используется для демонстрации возможностей университета в том числе среди иностранных абитуриентов.

     Проводится также информационно-рекламная кампания в региональных средствах массовой информации – на телеканале Беларусь–4, в газетах «Веснік Магілёва», «Магілёўскія ведамасці», во всех районных газетах, на областном информационном портале mogilevnews.by. Рекламные материалы об университете были размещены на престиж-страницах информационного буклета «Образование для всех. Могилев», который распространяется среди учреждений среднего и среднего специального образования Могилевской области.

     Профориентационная работа в последние годы проводится в совершенно новых условиях, кардинально отличающихся от тех, которые определяли ее еще десять лет назад. Главный фактор этих быстрых изменений – цифровизация образования и активное применение участниками образовательного процесса  информационно-коммуникационных технологий.

      Инструментарий современной профориентационной работы университета с учащимися при сохранении традиционных и зарекомендовавших себя форм («дни открытых дверей», «школы юных», распространение печатной промопродукции и т.д.) ныне включает широкое использование информационно-коммуникационных технологий, прежде всего электронных ресурсов Интернета и социальных сетей. Без этого в условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг невозможно  победить в борьбе за «своего» абитуриента.

      Результаты анкетирования абитуриентов говорят о преобладании  именно электронных источников распространения информации. Активно используются сайт университета, сайты факультетов, а также университетские и факультетские страницы в социальных сетях.

      Задача размещения контента на страницах университета и факультетов в социальных сетях, в новостных лентах факультетских сайтов, а также в специальных разделах «Абитуриенту» – формирование привлекательного информационного образа МГУ имени А.А. Кулешова для потенциальных отечественных и зарубежных потребителей образовательных услуг. При этом наша информационная политика исходит из того, что недостаточно просто наполнять сайт актуальной информацией и далее пассивно ожидать прихода на сайт заинтересованных лиц. Проводится большая работа в социальных сетях, с помощью которых подписчики перенаправляются на сайты университета и факультетов.

      Информационное сопровождение профориентационной работы с потенциальными абитуриентами в социальных сетях включает адресную рекламу, целевую рассылку новостной информации, подписку учащейся молодежи на университетские группы в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram и канал университета в YouTube.

      Проведено размещение баннера со ссылкой на веб-сайт университета на сайтах учреждений общего среднего образования Могилевской области. QR-коды, появившиеся на всей обновленной информационно-рекламной продукции на печатной основе, также помогают учащимся осознанно выбирать наш университет. При считывании QR-кода учащиеся открывают на сайте университета страницу заинтересовавшей их специальности, на которой размещены профессиограммы с информацией о содержании обучения, профессиональных компетенциях, возможностях трудоустройства, отзывах выпускников и др.

       Без сомнения, самым большим и запоминающимся новшеством в профориентационной работе в 2020 году стало проведение стримов – прямых трансляций «дней открытых дверей» на страницах официальных групп университета и факультетов в социальной сети ВКонтакте.

 

В апреле-мае 2020 года состоялись 4 «дня открытых дверей» в формате онлайн. Их характерной чертой стало наличие обратной связи: без внимания организаторов не остался ни один вопрос, заданный абитуриентами в комментариях под видео в ходе онлайн-трансляции. За университетским стримом следили около 4000 чел. К моменту начала вступительной кампании опубликованное во ВКонтакте видео стрима посмотрели уже около 8000 пользователей. 52% зрителей, ознакомившихся с видео, – жители Беларуси, чуть больше 40% – россияне, зарегистрированы также пользователи из Турции, Казахстана, Украины, Узбекистана и Туркменистана.

 

      Факультетские стримы смотрели от 1200 до 3000 чел., что свидетельствует о популярности среди абитуриентов такой удобной для них формы профориентационной работы.

     Слаженная профориентационная работа факультетов университета при общей координации этой деятельности в ОДОиП ИПКиП, использование современных информационно-коммуникационных технологий являются залогом создания привлекательного для абитуриентов имиджа университета и средством обеспечения приема в МГУ имени А.А. Кулешова в период вступительной кампании.

 

А.В. Бирюков, начальник отдела реализации
программ довузовского образования и профориентации ИПКиП

 

Иностранные языки