ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕСА
Институт повышения квалификации и переподготовки успешно освоил технологии дистанционного обучения как форму организации учебного процесса, основанную на принципе самостоятельного обучения слушателей с помощью электронных образовательных ресурсов.
С мая 2017 года в ИПКиП успешно осуществляется поддержка образовательного процесса по специальностям переподготовки посредством электронной обучающей среды Moodle. Эта система управления обучением, ориентированная на организацию дистанционного взаимодействия между преподавателем и обучаемым, особенно удачно подходит для осуществления заочной формы получения образования.
На образовательном портале ИПКиП размещены более 100 курсов по 7 специальностям переподготовки заочной формы обучения. Каждый курс снабжен комплектом структурированных электронных учебно-методических материалов, доступных через Интернет, включая тексты учебных пособий и методические рекомендации по выполнению различных видов работ, а также графики изучения материала, ссылки на дополнительные источники, задания для семинарских и практических занятий.
Для использования Moodle подходит любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для слушателей. Доступность системы, отсутствие проблемы поиска учебной литературы, поскольку учебные материалы размещены в структуре курса, являются положительными моментами в использовании данной системы в организации самостоятельной работы слушателей. При отсутствии слушателя по какой-либо причине во время аудиторных занятий, он может усваивать материал самостоятельно: изучить лекционный материал, выполнить задания, пройти тесты на закрепление знаний. Это актуально сегодня, в период самоизоляции или при необходимости графика индивидуального обучения. Слушатели ИПКиП не прерывают свое участие в образовательном процессе и осваивают знания дистанционно.
Слушатель может выбрать последовательность изучения курсов самостоятельно. Но, являясь прообразом дистанционного обучения, заочное обучение предполагает получение конкретной специальности переподготовки по вполне определенному учебному плану. Преподаватели поддерживают курс в актуальном состоянии, определяют последовательность изучения разделов курса, меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы, поддерживают обратную связь со слушателями. Таким образом, используя ресурсы и интерактивные элементы Moodle, в ИПКиП осуществляется управляемая самостоятельная работа слушателей, обучающихся по образовательной программе переподготовки руководящих работников и специалистов.
С использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении изменилось содержание педагогической деятельности. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял проведению аудиторных занятий, то теперь он, во-первых, разрабатывает содержание курса на новой технологической основе; во-вторых, помогает обучаемому сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию; в-третьих, обеспечивает активное взаимодействие слушателей в ходе обсуждения вопросов курса.
При разработке учебных курсов упор делается на самостоятельную работу слушателей, их творчество, проведение мини-исследований различного уровня. Предусматривается большое количество заданий, рассчитанных на самостоятельную проработку, с возможностью получения консультаций.
Приоритетной деятельностью для преподавателей, работающих в ИПКиП, является разработка и издание электронных учебно-методических комплексов и электронных учебных пособий по специальностям переподготовки. Как показывает опыт, многие слушатели по-прежнему предпочитают распечатывать пособия и изучать их в традиционной бумажной форме. Поэтому гипертекстовые учебные пособия наполняются графикой, анимацией, видео- и аудиофрагментами, и такая форма представления материала по своей дидактической эффективности превосходит бумажные аналоги. Особенно важно это для практико-ориентированных специальностей переподготовки: «Логопедия», «Психология», «Дошкольное образование».
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют существенно модернизировать учебный процесс и повысить эффективность образования. В перспективе дистанционное обучение по специальностям переподготовки не будет ограничиваться только возможностями обучающей среды Mооdle.
Поскольку учебный процесс основывается на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях, в ИПКиП уделяется первостепенное внимание обеспечению современными техническими и технологическими средствами. Только за последние два года в ИПКиП открылись Кабинет современных психолого-педагогических технологий обучения и Интернет-студия дистанционного обучения.
2020, май ИПКиП прошёл аккредитацию Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь по специальности переподготовки «Дошкольное образование». |