Содержание курса:
Тема 1. Теоретические модели семьи.
Выбор брачного партнера в социальной и психоаналитической парадигме. Теории выбора брачного партнера. Специфика добрачного периода. Специфика предбрачного периода. Модели и стадии любви. Мотивы вступления в брак. Состояния в отношениях предбрачной пары. «Ловушки» любви. Психология супружеских отношений. Модели брака. Детский опыт в родительской семье и его влияние на собственную семью.
Влияние психосексуального развития ребенка на супружеские отношения: психоаналитический подход в работе с семьей. Стадии психосексуального развития ребенка в концепциях 3.Фрейда, К.Юнга, Э.Эриксона. Причины нарушений в психосексуальном развитии ребенка. Влияние психосексуального развития ребенка на супружеские отношения.
Структурная семейная психотерапия. Семейная система: функции, структура, динамика. Параметры семейной системы. Нарушения функционирования семейной системы. Структурная семейная психотерапия. Основные понятия структурной семейной психотерапии: структура, подсистемы и границы. Техники и приемы структурной семейной психотерапии.
Тема 2. Психотерапевтические техники работы психолога с семьей
Использование техник гештальт-терапии в работе с семьей.
Использование техник гештальт-терапии в индивидуальном и групповом добрачном и предбрачном психологическом консультировании. Консультирование и психотерапия супругов с использованием техник гештальт-терапии. Использование гештальт-терапии в консультировании родителей по вопросам взаимоотношений с детьми.
Теоретические модели семьи. Работа с метафорическими картами. Психодинамическая модель семьи. Трансгенерационная теория М. Боуэна. Теория эмоционального отделения от семьи. Рационально-эмотивная концепция А.Эллиса. Гуманистический подход в понимании семьи. Признаки супружеских дисгармоний с точки зрения бихевиоризма. Использование метафорических карт при работе с семьей.
Психодраматические техники в семейном консультировании. Принципы использования аналитической психодрамы при работе с семьей. Использование психодраматической техники в индивидуальном и групповом добрачном и предбрачном психологическом консультировании. Консультирование и психотерапия супругов с использованием психодрамы. Использование психодраматической техники в консультировании родителей по вопросам взаимоотношений с детьми.
Теория объектных отношений. Проективная идентификация в семье. Обзор теорий объектных отношений. Развитие объектных отношений. Развитие чувства собственного «Я». Проективная идентификация в семье.
Работа с созависимыми отношениями. Созависимость и семья. Эмоциональная созависимость. Формы созависимых отношений. Психологические портреты людей, создающих созависимые отношения. Консультирование и психотерапия созависимости.
Тема 3. Работа психолога с нормативными и ненормативными кризисами семьи
Работа психолога с нормативными кризисами семьи. Понятие нормативного семейного кризиса. Кризис принятия на себя супружеских обязательств. Кризис освоения супругами родительских ролей и принятия факта появления нового члена семьи. Кризис включения детей во внешние социальные структуры. Кризис принятия факта вступления ребенка в подростковый период. Кризис в семье, в которой выросший ребенок покидает дом. Кризис семьи, в которой супруги вновь остаются вдвоем. Повторный брак. Феноменология, диагностика и психологическая помощь в ситуации нормативного семейного кризиса.
Работа психолога с ненормативными кризисами семьи. Понятие ненормативного семейного кризиса. Измена. Развод. Тяжелая болезнь одного из членов семьи. Инцест. Смерть члена семьи. Феноменология, диагностика и психологическая помощь в ситуации ненормативного семейного кризиса.
Курс рассчитан на 80 учебных часов, срок обучения 3 недели.