ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: формирование знаний об интеллекте и его структуре, особенностях патопсихологической диагностики интеллекта; изучение и использование на практике основных современных клинически одобренных методов диагностики интеллектуального развития, а именно теста Векслера ( взрослый и детский варианты) и овладение навыками написания патопсихологического заключения по результатам исследования когнитивных функций.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- формирование основных понятий необходимых для качественного и количественного изучения интеллекта;
- формирование представлений о методах диагностики интеллекта, а именно тест Д. ВеслераWAIS (взрослый и детский вариант);
- формирование знаний, умений и навыков проведения, обработки методик изучения интеллекта и написания заключений;
- формирование навыков дифференциальной диагностики интеллекта.
ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- история изучения интеллекта: работы Ф. Гальтон, Дж Кеттэл, Бине;
-проблемы исследования интеллекта: получение количественного результата, субъективизм, влияние социокультурных, личностных, биологических составляющих;
-общие положения: интеллектуальные способности, умственное развитие, интеллектуальные качества, коэффициент интеллектуальности;
-структура интеллекта: мышление, память, внимание, обучаемость;
-виды интеллекта: общий интеллект, специальный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, потенциальный интеллект, кристаллический интеллект;
-вербальные и невербальные методики исследования интеллекта: тест Равена, тест Кеттела, тест Векслера, тест Амтхауэра, дополнительные методики (осмысление рассказов, обучающий эксперимент, м. «Пиктограмм»).
ПОНЯТИЕ НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
-коэффициент IQ: норма, пограничная норма, лёгкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжёлая умственная отсталость, неравномерность, диффузное интеллектуально мнестическое снижение;
-нарушения когнитивной сферы в МКБ 10: умственная отсталость F- 70 , задержки психического развития, аутистический спектр F 80,деменции F0.
Тест Векслера ВекслераWAIS ( взрослый вариант).
Вербальные субтесты:
1 субтест –осведомлённость и его феномены;
2 субтест - понятливость и его феномены;
3-субтест арифметический и его феномены;
4 - субтест сходства и его феномены;
5-субтест повторение цифр и его феномены;
6- субтест словарный и его феномены;
обработка данных;
проведение вербальной части теста на практике;
обработка и анализ результатов;
изучение реальных психодиагностических протоколов реальных случаев;
Невербальные субтесты:
6 субтест - шифровка и его феномены;
7 субтест недостающие детали и его феномены;
- субтест кубики Косса и его феномены;
- субтест последовательные картинки и его феномены;
- субтест складывание фигур и его феномен;,
обработка данных;
проведение невербальной части на практике;
обработка и анализ результатов;
изучение клинических протоколов
Тест Векслера WISC (детский вариант).
Вербальные субтесты:
1 субтест –осведомлённость и его феномены;
2 субтест - понятливость и его феномены;
3-субтест арифметический и его феномены;
4 - субтест сходства и его феномены;
5-субтест повторение цифр и его феномены;
6- субтест словарный и его феномены;
обработка данных;
проведение вербальной части теста на практике;
обработка и анализ результатов;
изучение реальных психодиагностических протоколов реальных случаев;
Невербальные субтесты:
6 субтест – недастающие детали и его феномены;
7 субтест последовательные и его феномены;
- субтест кубики Косса и его феномены;
- субтест шифровка и его феномены;
- субтест складывание фигур и его феномены;
- субтест лабиринты и его феномены;
обработка данных;
проведение невербальной части на практике;
обработка и анализ результатов;
изучение клинических протоколов
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА:
с Патопсихологические симптомокомлексы и особенности структуры интеллекта и когнитивных процессов при них:
- Олигофренический патопсихологический симптомокомплекс – структура интеллекта характерная для него;
- Органический патопсихологический симптомокомплекс – структура интеллекта характерная для него;
-шизофренический патопсихологический симптомокомплекс – структура интеллекта характерная для него;
-рентные установки: диссимуляция и аггравация.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Структура патопсихологического заключения: цели, выбор методов, описание статуса, результаты методик, вывод.
Написание заключений по протоколам диагностики реальных клинических случаев.
https://ipk.msu.by/index.php?id=576#sigFreeId838388f413